Статья Петровой Н.Б. об интеллектуальном капитале образовательной организации

12.11.2015

Петрова Н.Б.

Патентно-правовая фирма “НЕВА-ПАТЕНТ”

Санкт-Петербург, Россия

 

 

ПРАВА НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

В статье рассматриваются вопросы формирования портфеля прав на объекты интеллектуальной собственности в составе интеллектуального капитала образовательной организации.

 

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал, портфель прав на интеллектуальную собственность, портфель интеллектуальных прав, образовательная организация.

 

Преамбула

 

Уже почти десять лет как Российская Федерация выбрала инновационный путь развития.

 

Была принята Стратегия инновационного развития, а также ряд законодательных и нормативно-правовых актов, стимулирующих создание новых продуктов, технологий, производств, в том числе на базе образовательных организаций.

 

Получило широкое распространение слово «коммерциализация» – искусство получения дохода от результатов творческой (интеллектуальной) деятельности. На государственном уровне внимательно изучался зарубежный опыт коммерциализации прав на интеллектуальную собственность в США, Европе, Китае, Корее, Израиле и др. Важная роль в процессе формирования инновационной экономики была отведена организациям высшего образования, как эпицентрам образовательной и научной деятельности. При ВУЗах стали создаваться малые инновационные предприятия, технопарки, «фаблабы». Широкое распространение получило «кластерное движение». Был взят курс на повышение конкурентоспособности российских разработок на глобальном технологическом рынке.

 

Среди основных задач инновационного развития прозвучала задача – научиться зарабатывать на собственных результатах интеллектуальной деятельности. В науку и образование «потекло» долгожданное финансирование. Ожидалось, что эти изменения должны «автоматически» привести к росту интеллектуального капитала как страны в целом, так и каждого отдельного субъекта в отдельности. Однако этого не произошло.

 

А случилось совсем наоборот – наступил кризис…

 

Кризис – это всегда толчок для развития инноваций. В период, когда страна оказалась в очередной раз на грани экономической катастрофы и получила «волшебный пинок», она вновь повернулась в сторону отечественного производителя и поставила во главу угла лозунг «импортозамещения», который предлагает по-новому взглянуть на задачи, которые стоят перед российской наукой, промышленностью и образованием.

 

В процессе «современной перестройки» изменится и возрастет роль и функция научных и образовательных учреждений, что повлечёт за собой качественные перемены в научном и образовательном секторах.

 

В настоящее время разрабатывается Стратегия научно-технического развития России, проект которой должен быть готов к осени 2016 года. Очевидно, что и в этом документе, по-прежнему, важная роль будет отводиться научным и образовательным организациям и учреждениям, которые уже по-новому должны будут научиться использовать свой профессиональный, научный, технологический, методологический, образовательный, интеллектуальный потенциал – с целью резкого подъема российской экономики.

 

Готовы ли высшие учебные заведения страны к такому вызову?

 

Интеллектуальная собственность как часть интеллектуального капитала организации

 

Результаты интеллектуальной деятельности (далее по тексту –РИД) не возникают ниоткуда. Они являются продуктом творческого труда человека, группы людей, творческого коллектива. И находятся в определенной взаимосвязи со средой их создания. Об этом достаточно подробно написано в трудах многих известных экономистов, начиная с Д. Гэлбрэйта, А. Смита, Т. Шульца, Г Беккера и других.

 

Понятие «интеллектуальный капитал» – более сложное, чем соединение человеческого, творческого потенциала и нематериальных активов организации.

 

На настоящий момент существует много различных определений понятия «интеллектуальный капитал». И во всех из них – неотъемлемой составляющей являются права на интеллектуальную собственность.

 

Энни Брукинг дает следующее определение интеллектуального капитала: «Составными частями интеллектуального капитала являются: человеческие активы, интеллектуальная собственность, инфраструктурные и рыночные активы. Под человеческими активами подразумевается совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков» [1].

 

Понятие «интеллектуальная собственность» в Российской Федерации раскрывается в статье 1225 Гражданского кодекса РФ (четвертая часть), которая определяет перечень, состоящий из 16-ти охраняемых РИД, права на которые могут быть закреплены в установленном законом порядке. Среди них: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения [2].

 

Формирование портфеля прав на интеллектуальную собственность в высшем учебном заведении

 

Формирование портфеля прав на интеллектуальную собственность образовательной организации зависит от многих факторов, таких как: принятой стратегии в сфере интеллектуальной собственности; творческой и инновационной нацеленности профессорско-преподавательского состава и учащихся; грамотности в вопросах интеллектуальной собственности профессорско-преподавательского состава и учащихся; профессиональной компетенции сотрудников патентной (патентно-информационной) службы; научно-технического потенциала организации; отраслевой и профессиональной направленности и др.

 

В мировой практике высшие учебные заведения, как правило, являются правообладателями на: объекты авторского права (учебные программы, методические материалы, учебные пособия и др.), в том числе программы для ЭВМ и базы данных; изобретения, полезные модели; промышленные образцы; товарные знаки; ноу-хау.

 

Основными этапами при формировании инвестиционно-привлекательного портфеля прав на интеллектуальную собственность образовательной организации являются:

 

1. Создание и своевременное выявление потенциально охраноспособных РИД.

2. Определение наиболее целесообразного вида комплексной правовой охраны для передовых научных, технологических, IT, социальных и других разработок.

3. Построение стратегии правовой охраны охраноспособного РИД в России и за рубежом.

4. Поведение патентно-информационных исследований (зависит от вида РИД).

5. Проведение конъюнктурных и маркетинговых исследований (зависит от вида РИД).

6. По результатам проведенных исследований – подтверждение правильности или корректировка выбранного вида и стратегии правовой охраны (зависит от вида РИД).

7. Построение комплексной стратегии управления правами на РИД, а также их защиты в России и за рубежом (зависит от вида РИД).

8. Определение взаимоотношений между автором (соавторами) и правообладателем (правообладателями) будущего объекта интеллектуальной собственности.

9. Мероприятия по своевременному и грамотному закреплению прав на РИД (правовой охране) в России и за рубежом.

10. Выплата авторского вознаграждения за создание и использование РИД.

11. Поддержание охранного документа в силе (зависит от вида РИД).

12. Оценка прав (в случае необходимости).

13. Постановка на учет в качестве нематериального актива.

14. Распоряжение правами (заключение лицензионного договора, договора отчуждения, внесение в качестве вклада в уставной капитал и др.).

 

Особенно важными являются начальные этапы работы с вновь созданным объектом – своевременное и правильное выявление (идентификация) РИД, построение стратегии его правовой охраны, проведение различных видов исследований. Это касается как научного произведения, программы для ЭВМ, охраноспособного технического решения, так и ноу-хау, средства индивидуализации и др.

 

После того, как выявлены охраноспособные РИД и определено – к какой ветви права (авторское право, промышленная собственность, нетрадиционные объекты) они относятся, становится очевидным, какие дальнейшие действия необходимо предпринять в том или ином случае.

 

Права на интеллектуальную собственность неразрывны с человеческим фактором. Комплексное, системное формирование портфеля интеллектуальных прав образовательной организации напрямую зависит от того, насколько инновационно-настроенными и творчески-детерминированными являются руководство, преподаватели и учащиеся. Чем выше уровень грамотности всех участников этого процесса в вопросах интеллектуальной собственности, тем быстрее и качественнее формируется портфель интеллектуальных прав, увеличивая стоимостную оценку интеллектуального капитала образовательной организации.

 

Библиографический список

 

1. Brooking A. The components of intellectual capital (1997) [Электронный ресурс]. URL: http://www.tbroker.co.uk/intellectual_capital/ (дата обращения 04.10.2015).

2. Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 30.06.2008 N 104-ФЗ, от 08.11.2008 N 201-ФЗ, от 21.02.2010 N 13-ФЗ, от 24.02.2010 N 17-ФЗ, от 04.10.2010 N 259-ФЗ, от 08.12.2011 N 422-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 02.07.2013 N 187-ФЗ, от 23.07.2013 N 222-ФЗ, от 12.03.2014 N 35-ФЗ, от 31.12.2014 N 530-ФЗ).

 

Petrova N.B.

 

INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS ARE ESSENTIAL COMPONENT OF INTELLECTUAL CAPITAL OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

 

The article presents the questions of formation of a portfolio of rights to objects of intellectual property as part of intellectual capital of an educational organization.

 

Keywords: intellectual property, intellectual capital, portfolio of rights of intellectual property, portfolio of intellectual rights, educational organization.